Показать регионы

Церковь Богоявления Господня (Толмачи)

Храм Богоявления Господня в селе Толмачи Тверской области построен в первой половине XIX века. Редкий пример культового сооружения, не претерпевшего никаких переделок с момента своей постройки. В настоящее время медленно восстанавливается.
История

Село Толмачи впервые упоминается в летописных источниках с середины XVI в. К этому же периоду относятся и первые упоминания о храмах. Тогда в Толмачах стояли две деревянные церкви – Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы. В конце XVI в., во время литовского разорения, эти храмы были разрушены. В «смутное время», как свидетельствует Замытская церковная летопись, в Толмачах жителей не осталось. Русское население края вымерло либо бежало на юг. 

В середине XVII столетия по приглашению царя Алексея Михайловича в здешние места переселились карелы, покинувшие захваченную шведами территорию Западной Карелии. С их приходом жизнь на этих землях стала возрождаться. Карелы, бывшие замечательными плотниками, вместе с домами возводили и новые храмы. По сведениям на 1729 г., в Толмачах вновь было уже две деревянные церкви – богато украшенный храм Богоявления Господня и Богородицко-Никольская церковь, поменьше и победнее. При храмах стояли деревянные колокольни с тремя колоколами на каждой. 

Некоторое время, до 1728 г., карельское село Толмачи находилось во владении президента Адмиралтейств коллегии графа Федора Матвеевича Апраксина, и сельские церкви пользовались его поддержкой.

Богоявленская церковь с годами обветшала, по другим сведениям, сгорела во время случайного пожара. В 1789 г., при Екатерине II, на ее месте была выстроена новая деревянная церковь, также освященная в честь Богоявления Господня.

В 1820 г. в Толмачах началось сооружение новой каменной Богоявленской церкви, сохранившейся до наших дней. В 1830 г. были освящены два придела: Николая святителя и Рождества Богородицы. Освящение главного престола состоялось в 1841 г. Деревянный храм вместе с колокольней перенесли на старинное карельское кладбище, в 1836 г. он был освящен в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Здание простояло здесь более 100 лет и было разобрано в 1940-х гг.

В новой каменной церкви было три престола: главный, в холодной части храма под куполом, – Богоявления Господня, правый придел в трапезной – Рождества Пресвятой Богородицы, левый – Святого Николая Чудотворца. 

Церковь была выстроена из кирпича с применением гранита, в формах позднего классицизма в стиле «ампир», декорирована рельефными полуколоннами и другими элементами. Храм был расписан не только внутри, росписи были также снаружи, в арочных и прямоугольных нишах. Четырехъярусная колокольня была увенчана изящным голубым шпилем. Купол церкви, покрытый бронзовыми звездами, венчали позолоченные кресты. Высокая колокольня храма была видна издалека. Колокольный звон в праздничные дни был слышен во всех окрестных деревнях, а звон большого 317-пудового колокола – и в более отдаленных селениях.

По большим праздникам, особенно на Пасху, священники церкви Богоявления Господня обходили дома своих прихожан в Толмачах и в деревнях прихода, посещали часовни.

Карелы любили строить часовни. Редкая деревня, даже малолюдная, не имела хотя бы небольшой часовни. В Толмачевском приходе их насчитывалось двенадцать: в деревнях Березовка (две), Васильки, Воробьево, Горка, Денежное, Колмодворка, Лисицыно, Митецкое, Павлово, Сосновка, в пустоши Варница. Карельские часовни отличало то, что при них были колоколенки, а сами они напоминали маленькие церкви.

Храм Богоявления Господня в селе Толмачи был обнесен литой чугунной оградой, в которой имелось трое ворот с коваными узорными. По воспоминаниям старожилов, при Толмачевской церкви был замечательный хор певчих, состоявший из жителей села, имевших красивые голоса. 

В советское время, в 1930-х гг., Богоявленскую церковь закрыли. Памятник является довольно редким примером храма, не претерпевшего со времени своей постройки никаких переделок и перестроек снаружи. К настоящему времени утрачены глава колокольни, перекрытия на её 2-м и 3-м ярусах, значительная часть настенной живописи, церковная утварь.

В 1998 г. силами местных жителей началось приведение церкви в порядок. Организовано Религиозное общество Богоявленского православного прихода Тверской епархии РПЦ. Удалось собрать с населения небольшие средства, на которые начат ремонт храма: покрыта жестью крыша, установлена печка-буржуйка, проведено временное освещение, обустроен алтарь, установлены самодельные колокола.

В 2005 г. на колокольне установлен православный крест, пока деревянный. В храме начали проводить службы.

Приход и причт

В 1901 г. в Толмачевском приходе проживало 4 287 человек. Служили: священник Соловьев Николай Павлович (28 лет, священником с 1896 г.), священник Кустов Николай Александрович (29 лет, на службе с 1894 г., в священника произведен в 1897 г.), диакон Введенский Николай Михайлович (33 года, диаконом с 1887 г.), псаломщик Толмачевский Николай Александрович (32 года, псаломщиком с 1888 г.), исполнял дела псаломщика Успенский Константин Николаевич (19 лет, в должности с 1899 г.). Церковным старостой был крестьянин Буткарев Федор Егорович, в должности третье трехлетие.

В 1915 г. служили: священник Томилов Александр (43 года), священник Кустов Николай (43 года), диакон Введенский Николай (47 лет), псаломщик-диакон Толмачевский Николай (46 лет), псаломщик-диакон Успенский Константин (33 года).

Последним священником в селе Толмачи был Федот Григорьевич Григорьев (1868 г.р., уроженец деревни Задниково Толмачевской волости), 11 сентября 1937 г. он был арестован за антисоветскую агитацию и 13 ноября того же года расстрелян. 4 апреля 1989 г. полностью реабилитирован.